Судовой люка-лаза
Крышка судового люка - это общий термин, обозначающий защитную пластину с герметизирующими свойствами и ее стационарные принадлежности, установленные на люке.
В соответствии с условиями установки уплотнительной пластины можно разделить на: приподнятая крышка люка снабжена приподнятой уплотнительной пластиной по периферии люка; плоская крышка люка имеет только один круг плоской посадочной пластины по периферии и крепится болтами-шпильками; край снабжен заглубленной комингс-пластиной, а заглубленная крышка люка имеет только один круг плоской посадочной пластины по периферии. крышка люка не выступает из поверхности плиты.
Крышки судовых люков по своей форме можно разделить на: продолговатые и круглые, из которых более широко используются продолговатые крышки люков.
По степени герметичности их можно разделить на: маслонепроницаемые и водонепроницаемые, разница между ними заключается в материале уплотнительной прокладки, для герметизации следует использовать маслостойкую резину, для водонепроницаемости - резину, устойчивую к воздействию морской (легкой) воды.
Формы:
Крышку люка можно разделить на выступающую и встраиваемую в зависимости от того, находится ли она выше поверхности отверстия после установки.
Выступающая крышка люка:
Согласно стандарту CB/T19-2001, широко используемые в настоящее время выступающие крышки канализационных люков делятся на два типа в зависимости от их конструктивной формы: тип A и тип B.
Тип A - это продолговатая выступающая крышка канализационного люка. Комингс-плита и посадочное кольцо представляют собой сварную конструкцию, расположенную на 100 мм выше плоскости проема. Обычно используемые спецификации в зависимости от размера сквозного отверстия (L×B) составляют 450 мм×350 мм, 600 мм×400 мм и 800 мм×600 мм. Толщина уплотнительной пластины (S1) составляет 4~14 мм, а толщина посадочного кольца и накладки (ов) должна быть на 2 мм больше толщины уплотнительной пластины.
Крышка люка типа А имеет более высокий комингс, который предотвращает попадание сточных вод или мусора в кабину при открытии крышки. Поэтому ее обычно используют в машинных отделениях, котельных и других местах, где легко скапливается вода. Здесь крышки канализационных люков типа А также могут устанавливаться в местах с криволинейными поверхностями, таких как цилиндрические основания кранов или сферические конструкции.
Крышка люка типа В представляет собой продолговатую и овальную выступающую крышку люка. Толщина посадочного кольца составляет 20 мм; обычно используемые технические характеристики и толщина накладки такие же, как у крышки люка типа А, а также есть крышка люка овальной формы размером 800 × 400 мм.
Крышки люков типа В широко используются в люковых проемах на палубах, внутренних подошвах, платформах и переборках. При использовании в качестве днища грузового отсека вокруг крышки люка следует установить стальную раму и добавить стальную или деревянную накладку, чтобы она постепенно переходила в деревянные доски или полностью закрывала их.
Встроенная крышка канализационного люка
Согласно стандарту CB/T19-2001, обычно используемые встраиваемые крышки канализационных люков можно разделить на два типа в зависимости от их конструкции, а именно на тип C и тип D. Обе эти крышки имеют продолговатую и овальную форму, и их конструкция показана на рисунке. Крышка люка типа C с накладкой, общие технические характеристики в зависимости от размера сквозного отверстия (L × B) составляют 450 × 350 мм, 600 × 400 мм и 800 × 600 мм, кроме того, имеется овальная крышка люка размером 800 × 400 мм. Толщина защитной пластины (ов) составляет 10 ~ 18 мм. Технические характеристики крышки люка типа D такие же, как и у крышки типа C, а толщина ее крышки составляет 14 ~ 20 мм.
Крышки люков как типа C, так и типа D можно использовать в таких местах, как дно грузового отсека и палубный проход, где требуется ровная поверхность, а также там, где легко передвигаться с грузом и персоналом.
Материал крышки люка:
Накладка, намоточная пластина и посадочное кольцо крышки люка обычно изготавливаются из горячекатаной углеродистой стали или из того же материала, что и конструкция корпуса, на котором установлена крышка люка. Прокладки и ручки изготовлены из обычной углеродистой стали, уплотнительные прокладки изготовлены из огнестойкой маслостойкой или морской резины, болты или шпильки изготовлены из нержавеющей или углеродистой стали, а гайки изготовлены из углеродистой стали, нержавеющей стали или латуни. Болты, шпильки, гайки и шайбы, изготовленные из углеродистой стали, должны быть оцинкованы.
Требования к выбору и расположению люков:
При выборе и размещении крышек канализационных люков, в дополнение к соблюдению положений соответствующих конвенций, правил и норм, следует также учитывать прочность, использование и удобство.
Прочность крышки люка в основном зависит от толщины защитной пластины и количества крепежных болтов. Как правило, толщина защитной пластины не должна быть меньше толщины стальной конструкции корпуса (палубы, платформы, внутреннего настила и переборки) в месте установки. Поскольку защитная пластина более подвержена коррозии, чем стальная пластина конструкции корпуса вокруг нее, если толщина стальной пластины конструкции корпуса в месте установки крышки люка составляет менее 10 мм, толщина защитной пластины должна быть на 1 мм больше толщины стальной пластины конструкции корпуса в этом месте. Если палуба или переборка помещения для установки крышки люка определяется расчетами на прочность, то толщина крышки люка должна выдерживать те же условия давления воды.
Крышку люка следует выбирать в соответствии с требованиями к плотности кабины и условиями места установки. Для резервуаров с пресной водой, балластных водяных цистерн, а также носовых и кормовых верхних цистерн следует использовать водонепроницаемые крышки люков с резиновыми прокладками, устойчивыми к воздействию морской (легкой) воды. Для топливных баков, баков для смазочного масла и баков для отработанного масла должны использоваться маслонепроницаемые крышки люков с маслостойкими резиновыми прокладками. Крышку люка типа "А" с комингсом следует устанавливать на внутренней нижней панели в местах скопления воды и масла, таких как машинное отделение и топочное отделение, а также на верхней части резервуара для питьевой воды; когда необходимо установить крышки люков в местах, влияющих на деятельность персонала в проходах, а также в жилых и рабочих помещениях. Следует выбирать отсеки, заглубленные крышки канализационных люков. Крышка люка топливного бака для реактивного топлива должна быть изготовлена из латуни, чтобы избежать образования искр при ударе. Если крышка люка долгое время находится во влажной среде, болты или шпильки должны быть изготовлены из нержавеющей стали, а гайки - из нержавеющей стали, латуни или оцинкованной стали.
Благодаря использованию крышки люка размер сквозного отверстия способствует доступу персонала, но из-за таких факторов, как конструкция корпуса, механическое оборудование и расположение трубопровода, размер крышки люка в определенной степени ограничен. Обычно в плоском положении (палуба, платформа, внутренняя нижняя плита) более уместно устанавливать люк размером 500 × 400 мм, если только компоновка не является действительно сложной, по возможности не выбирайте люк размером 450 ×350 мм. На переборке или других вертикальных деталях должен быть устроен люк размером 600 х 450 мм, а длинная ось должна располагаться в вертикальном направлении. Нижний край сквозного отверстия должен находиться на высоте не менее 500 мм от земли, где находится персонал, чтобы он мог легко перебраться через люк.
Когда крышка люка устанавливается на палубе, она, как правило, должна располагаться близко к нижней переборке, а длинная ось крышки люка должна быть параллельна переборке, чтобы облегчить установку прямой лестницы под люком. Для облегчения доступа персонала и вентиляции больших резервуаров для жидкости и пустых емкостей по крайней мере две крышки люков расположены на некотором расстоянии друг от друга. Кабина большего размера с двойным дном должна быть оборудована крышками люков на обоих концах, и при необходимости в середине ее длины должна быть предусмотрена дополнительная крышка люка. Крышка люка на внутреннем перекрытии должна находиться на расстоянии не менее 800-1000 мм от основной переборки, чтобы избежать ослабления прочности внутреннего перекрытия вблизи основной переборки.
Независимо от того, установлена ли крышка люка на палубе, платформе, внутреннем настиле или переборке, каркас корпуса не должен быть обрезан, насколько это возможно. Если устройство действительно сложное и каркас корпуса необходимо вырезать, его следует соответствующим образом укрепить. В некоторых важных местах для обеспечения прочности конструкции корпуса, таких как бортовая плита палубы, угол люка и часть зоны концентрации напряжений, крышка люка не должна устанавливаться.
При одновременной установке крышек канализационных люков на верхней и нижней палубах или платформах их положение должно быть изменено в шахматном порядке. Если на предыдущем этаже или платформе имеется крышка небольшого люка, то крышка люка на следующем этаже или платформе должна располагаться за пределами проектируемого радиуса действия крышки малого люка.
Чертежи
Приподнятая крышка люка типа А
Низкопрофильная крышка люка типа B
Заглубленная крышка люка типа C